?

Log in

No account? Create an account

Про миф о том, что "дешевле XXX р. вин не бывает" - Узором созвездий по мантии ночи

30.08.2017, Среда

15:09:00 - Про миф о том, что "дешевле XXX р. вин не бывает"

Previous Entry Поделиться Next Entry

Недавно Майкл постил ссылку на статью о том, "почему дорогое вино кажется более вкусным".

Статья, увы, как это часто бывает, полученные учёными результаты исказила (и, чт о наиболее противно, это искажение вынесено в заголовок), но хорошо хоть, что есть ссылка на англоязычный оригинал, который уже выглядит куда серьёзнее. Правда, оригинал большой, я его пока не дочитал, но вот на что уже хочу обратить внимание:

1) Показано, что на субъективное восприятие влияет именно "цена", но не "сколько самому придётся платить" (и придётся ли платить вообще). («Our design also allowed us to explore whether such price expectancy effects depended on whether the participants had to pay for the wines they consumed. There was no significant main effect of payment condition (pay vs. consume for free) (...) and no significant interaction between price and payment condition ») Т.е. цена, видимо, воспринимается как пользующийся (некоторым) доверием показатель (вероятного) качества. Т.е. в этой роли могла бы выступать и не цена (а, например, баллы по Паркеру или по Робинсон/Руденко). А вот фактор самовнушения "я за это заплатил и не хочу огорчать себя мыслью, что заплатил напрасно" заметной роли не сыграл.

2) «Moreover, we compared ratings influenced by price cues to baseline ratings that were sampled in a blind tasting a week after ... This comparison revealed that the price cue effects were driven by decreases in experienced pleasantness of low-priced (...) wines rather than increases in experienced pleasantness of high-priced...» - вот это важно, и как рвз это было искажено в русской заметке. Не "более дорогие кажутся вкуснее", а "более дешёвые кажутся хуже".

Второй пункт дивно разворачивает пресловутое мнение "ниже XXX рублей вин не бывает": те, кто верят этому мнению, получается, занижают себе восприятие даже вполне хороших недорогих вин. Ну и аналогичные мифы типа "в России хорошего вина не делают" сюда же.

В мире, где маркетинг, реклама и прочие факторы, на качество самого продукта не влияющие, могут сильно влиять на цену, вредно верить подобным мифам. Дл я себя же вредно, поскольку вера в миф негативно влияет на восприятие и мешает получить ощущения, которые без таковой предубеждённости продукт сам по себе вполне мог доставить.

P.S.: Cтатью ещё не дочитал, может там и дальше ещё что-то интересное попадётся.

P.P.S.: Кстати, припомнил из своих ощущений: да, установка для самого себя определённого уровня "нормальной" цены за повседневное вино влияет-таки на восприятие вин, обычная цена которых заметно ниже этой планки (ну кроме тех, личное мнение о качестве которых уже достаточно устойчивое). Но это если просто "потреблять", а если внимательно дегустировать, то ценовой гипноз (слегка) рассеивается.

P.P.S.: Но как же тогда быть с винами (и прочими товарами, качество которых объективными цифрами не очень-то меряется), в которых не очень разбираешься? Личная нижняя ценовая планка имеет всё-таки смысл, просто стоит назначать её не строго "ниже -- не бывает", а скорее так: "ниже такой-то цены можно покупать только уже известное или по совету того, чьему мнению доверяешь".

This entry was originally posted at http://arilou.dreamwidth.org/999966.html. Please comment there using OpenID.

Comments:

[User Picture]
From:_white_fire_
Date:31.08.2017 05:14:32
(Link)

С техникой проще: характеристики есть.

(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:arilou
Date:15.09.2017 10:37:20
(Link)
Только до тех пор, пока дело не касается "удовольствия от процесса использования". Т.е. в мотоциклах характеристики могут быть далеко не на первом месте по значимости. Впрочем, учитывая присущее части байкеров увежание к "олдскулу", "простым железным механизмам" и т.п., там вышеописанный миф имеет очень ограниченное хождение и массу исключений.
(Ответить) (Parent) (Thread)