?

Log in

No account? Create an account

Дистанционная работа: пособие по выживанию - Узором созвездий по мантии ночи

30.01.2013, Среда

23:12:00 - Дистанционная работа: пособие по выживанию

Previous Entry Поделиться Next Entry

Статья hymnazix в ru_foss

В ИТ-проектах всегда использовались дистанционники. Ведь совершенно необязательно каждый день куда-то ехать, чтобы в результате приехать к точно такому же компьютеру, который есть у тебя дома. Только время терять. В-общем, всем хорошо.

Но у дистанционной работы есть своя специфика, о которой я и хочу рассказать. Благо, более чем десятилетний опыт дистанционника позволяет мне видеть процесс не с теоретической, а с практической стороны.


Прежде всего, важно понимать, что дистанционный сотрудник и фрилансер – категории перпендикулярные. Фрилансер – человек, который выполняет разовые договора, он может работать как очно, так и заочно. Главное – его нацеленность на конкретный результат, записанный в договоре.

По большому счёту, фрилансеру вообще безразлично, чем занимается предприятие, на которое он работает. Сделал свою работу – получил за неё деньги – до свидания. Он никак не интегрирован с каким-либо постоянным коллективом.

Дистанционный сотрудник предприятия – точно такой же сотрудник, как и все остальные. Просто он не «ходит на работу». У него нет конкретного заказа, у него есть должностные обязанности. Поэтому интеграция в коллектив – необходимое условие его эффективной работы.

На первом этапе дистанционник вообще плохо понимает разницу между очной и заочной работой. Он просыпается, включает машину, считает, что время пошло и по офисной привычке начинает «отсиживать часы». Мол, начальник видит его в аське-джаббере-скайпе и значит всё в порядке. Можно потусить в «Одноклассниках».

Такое прокатывает недельку-другую. И хорошо прокатывает. Начальник – тоже живой человек и банально забывает о человеке, который не мозолит ему глаза. Не беспокойтесь – максимум через месяц он про вас вспомнит. Причём, в режиме «а чем он у нас вообще занимается и какая от него польза?».

Вероятнее всего, дело закончится расторжением трудового договора.

Чтобы этого не произошло, начальнику следует проявить мудрость и понимание обычных человеческих слабостей. На первом этапе дистанционного сотрудника надо чаще беспокоить. Просто для того, чтобы он понимал – про него никто не забыл, его работа важна для всего коллектива.

Разумеется, частоту обращений к дистанционному сотруднику надо плавно уменьшать. Через месяц-другой – только по действительно серьёзным вещам. Если за это время человек не сможет начать функционировать в более-менее автономном режиме, то к дистанционной работе он, вероятнее всего, попросту непригоден. В этом, кстати, нет ничего страшного – вполне может оказаться, что в очном режиме он будет выполнять свои обязанности хорошо.

Кстати, резкий переход на дистанционку – это нехорошо. Найдите время хотя бы раз в неделю «поприсутствовать». Потом – раз в месяц. И т.д.

Если первый этап завершается успешно, то начинается второй – длиннее и неприятнее. Дистанционный сотрудник начинает отождествлять себя со всем предприятием и беспокоиться буквально за всё. Не видя, что происходит в офисе, он искренне считает, что он один работает, а остальные большей частью ходят по коридорам.

Внешние проявления – компьютер включается до завтрака и выключается перед самым сном. Причём, время на сам сон ужимается до 5-6 часов. Если не я, то кто и всё такое прочее.

Результат и тут понятен. Года два работы в таком режиме – здравствуй, клиника.

Дополнительная сложность тут в том, что начальник всем доволен и поводов для реакции у него нет. Поэтому с этой бедой приходится справляться самостоятельно.

Рецепт тут только один – постоянно и постепенно убеждать себя в том, что если ты отойдешь пообедать, то мир не перевернётся. Попробуйте начать день не с чтения почты, а с завтрака и небольшой прогулки. А в восемь вечера закройте крышку ноутбука до следующего утра. Воскресенье – день без компьютера.

И не делайте никаких исключений.

Постоянно говорите себе, что работать самостоятельно вы уже научились. Теперь учитесь самостоятельно отдыхать.

Роль начальника тут минимальна. Разве что найдите время иногда похвалить своего сотрудника. Но в меру – перехваливать тоже не стоит, чтобы у человека не возникло иллюзии собственной исключительности. Мол, всем нужна нянька, а я весь такой умный и самодостаточный.

Признаки завершения второго этапа – внутренняя успокоенность. Вы начинаете спокойно спать по 8-9 часов, не дергаетесь к машине по каждому сигналу мессагера. Более того, вы вообще снимаете звуковые сигналы. В-общем, вы этого точно не пропустите.

Внимание – иногда второй этап может перейти в повтор первого. Грубо говоря, вы начнёте «буреть» и, как следствие – «забивать».

Твёрдо уясните, что иллюзия «я пашу, коллектив отдыхает» – это только ваша проблема. Коллектив к ней никакого отношения не имеет. Скорее всего, он про неё даже не знает.

Переход к нормальному режиму работы не означает, что работать надо меньше. Надо просто более эффективно управлять своим временем. И не стремиться «обнять необъятное» – не успеваете что-то сделать сегодня, доделаете это завтра. А по ночам надо спать.

И ещё. Почаще общайтесь с другими дистанционниками. Они-то вас точно поймут.


This entry was originally posted at http://arilou.dreamwidth.org/894856.html. Please comment there using OpenID.