Eleneldil G. Arilou (arilou) wrote,
Eleneldil G. Arilou
arilou

Category:

"Лэ о Лэйтиан" от Скади

Побывал в четверг на "Лэ о Лэйтиан" в "Гластонбери".

Весьма понравилось.

Не столь, может быть, красочно и пафосно, как "Финрод зонг" Лоры Провансаль, более строго и канонично -- и в том своя красота и сила. По большому счёту, запомнилось лишь два (или три, смотря как счтать) заметных отклонения от сюжета, которых, я думаю, можно было и не делать и два не очень удачных решения в постановке.

Правда, вот сейчас хочу написать, и не знаю, что же так особенно похвалить. Всё в целом понравилось. Очень понравилось, как у Лутиэн получалось быть и "испуганной девочкой", и тут же, начав петь, показывать силу, прочим эльфам недоступную. И одно с другим хорошо сочиталось, не противоречило, было частями одного образа.

Финрод понравился. Это вообще мой, наверное, любимый персонаж во всех читанных мной книгах Толкина, и потому к его испорлнению я, наверное, особенно придирчив. Тут Финрод получился. Сложно, опять же, описать это более детально, поскольку (по крайней мере в моём понимании) сила Финрода, в т.ч., в спокоствии и мудрости. И раскрывается только в его поединке с Сауроном. Поединок, к слову, опять никак нельзя не сравнить с песней Лоры Провансаль, отдельно появившейся ещё задолго до "Фирод зонга". У Лоры - ярче, эмоциональнее, а тут -- спокойнее, но, я бы сказал, сильнее. Оба хороши по-своему, оба соответствуют характеру произведений вцелом.

В целом, понравились, кажется, все. Ну вот так сходу не могу сказать, чтобы кто-то, как актёр или как образ, был слабее других. Даже некоторое "ребячество" Келегорма и Куруфина (а они же младшие из семи Феанорычей) было вполне к месту, я думаю.

Очень понравилось, что Скади пошла чуть дальше текста самой "Лэ о Лэйтиан" (если я верно понял, Толкин не успел это дописать в стихотворной форме), показав нам и возвращение Берена в Дориат, и гибель Берена, и, что самое главное, песнь Лутиэн в Чертогах Мандоса. Таким образом, в рок-опере у Лутиэн три песни силы, очень разные (поскольку разная и цель у них) и все три хороши.

Теперь, пожалуй, помяну и те моменты, что огорчили. И хотя текста про них получилось сильно больше, на самом деле они не были даже "ложкой дёгтя". Недостатки, которые не губят общее впечатление о произведении, но о которых всё же не могу не упомянуть.

По сюжетным моментам:

1) Как выглядел уход Лутиэн из Дориата (кратко): она спросила у Мелиан, видит ли та, как там Берен, Мелиан ответила, что Берен во мраке и плену, и Лутиэн решилась отправиться, удержать её не то что не смогли, а толком не успели попытаться. Причём по сюжету рок-оперы происходит это уже после пленения Берена с Финродом, так что, выходит, либо Лутиэн потом оччччень быстро перемещалась, либо в плену с Берином и Финродом долго ничего не происходило. В оригинале же Мелиан говорит Лутиэн своё, скажем так, предвидение пути Берена (этого момента я не понял, либо в той версии, что была в "Сильме", этого не было), но Лутиэн сбежать не удаётся, Тингол сажает её в дом на высоком дереве, откуда она потом сбегает (и происходит это до пленения Берина с Финродом, так что таймиги выглядят более разумными).

2) Финрод уходит из Нарготронда с Береном один, а не с маленьким отрядом наиболее верных ему, соответственно, и потом в плену пропадает момент, где злой волчара поодиночке съедает эльфов, тем доставляя муки душевные остальным (в "Фирод зонге", кстати, этот момент не потеряли, хотя отклонений от сюжета там, в целом, куда больше, причём более значимых). Ну и далее (вот это может быть и третий пункт, а не часть второго), Финрод с Береном не маскируются под орков, а оказываются просто захвачены врасплох случайным патрулём (это Берен то, который столь долго один скрывался от целенаправленно искавших его орков? да и эльф всё же достаточно могучий -- а ничего не почувствовал?). Соответственно и беседа с Сауроном не начинается с того, что тот, не в состоянии распознать чары Финрода, допытывается, что же это за отряд орков, кому подчиняется и т.п.

Теперь по постановке:

1) Мой пунктик -- "кривляющиеся чёрные червячки", т.е. пластическая подтанцовка. Увы, и тут, если не в половине, то по крайней мере в трети случаев она была излишней и отвлекала. В остальных случаях -- была уместна, где-то даже очень. Но очень жаль, что, похоже, многие, кто ставят рок-оперы/мюзклы такого уровня (т.е. не на "больших сценах", но уже с "серьёзным подходом") как будто зомбированы идеей: "Подтанцовка должна быть. Всегда." Хотя порой слова, голос и пластика актёров сбособны сказать всё, что нужно, а отсутствующая подтанцовка не будет отвлекать от главного.

2) Это, в общем, мелочь, недоработка, но поскольку момент -- один из ключевых, то бросается в глаза: вот Лютиэн усыпила песней Моргота, подходит Берен... но, нет, не выковыривает кинжалом Сильмарилл из короны, не пытается безуспешно добыть и второй (ломается кинжал), как мы то помним из книги. Вместо этого Лутиэн и Берен тянут руки куда-то вверх-вперёд (а Моргот усыплённый остаётся у них за спиной, и, кстати, стоит спиной к зрителям, а не уснул на троне), причём по первому впечатлению что-то невидимое достаётся каждому из них. И лиш по последующей драке с Кархоротом становится понятно, что это и был Сильмарилл, и он у них один, у Берена. Недоработочка. Пусть бы Моргот сел в трон, пусть бы Берен поковырялся в короне и открутил одну лампочку (можно же было съёмной сделать). За то потом, в драке с супер-воком у него в руке был бы этот сияющий камень, и потом этот камень пропал бы "в брюхе" волка.

Ещё одна претензия чисто по технике, и уж не знаю, к постановке или к звукачам "Гластонбери", но, кажется, при такой цене билотов трижды неработавшие микрофоны гарнитур (причём два раза с большим запозданием, но звук включился, а в третий оставалось только поблагадорить громкий голос актёра и приглушившего музыку звукача).

Ещё раз прошу не судить о значимости частей отзыва по количеству букв и слов. Мне понравилось, причём хочу обязательно сходить ещё раз (через какое-то заметное время, не сразу, если, конечено не прекратятся выступления). Недостатки незначительны, а положительных эмоций гораздо больше, чем досады по этим моментам.


(Почему-то в этот раз DW не сделал сам кросс-поста, но оригинал поста всё равно там, а именно: https://arilou.dreamwidth.org/1838147.html)
Tags: jrrt, прекрасное
Subscribe

  • Вот так открытие!

    «...А над входом голосом Куковлева написано: "Ты невнимателен"» Купая по вечерам младенца, среди прочих нередко включаю песню "Этот большой мир",…

  • А вы о чём подумали? ;)

    Играя на компе в некую игру в фэнтезёвом сеттинге, русскоязычную, жена восхищается названием то ли спелла, то ли способности: "Адский косяк". "Нет,…

  • Австралийские мужики поют революционные русские песни

    О как! Оригинал взят у mithrilian в Австралийские мужики поют революционные русские песни С 1:34. Русского не знают. Отсюда:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments