Eleneldil G. Arilou (arilou) wrote,
Eleneldil G. Arilou
arilou

Смирение или гордость?

Начав отвечать в журнале zadvornaya о том, что добродетельного в смирении, я как-то лихо привысил лимит на размер ответа. Ну и подумалось, что пусть уж это будет в моём журнале, а там - дам ссылку.

( Пара зачечаний:
1) В тексте присутствуют ссылки на другие ответы на вышеозанченный пост, а причёсывать текст так, чтобы он стал "автономен", мне уже лень, уж простите вы меня. )
2) Не стоит меня лихо записывать в христианские проповедники. Я ведь даже некрещёный.)



Это действительно добродетель (на мой взгляд).

Только не надо понимать библию совсем уж буквально.
Там же объяснено всё едва ли не более упрощённо, чем взрослые объясняют малым детям, почему что-то можно, что-то нельзя, и откуда что в мире берётся. А иной язык в те времена, когад это писалось, и не восприняли бы. Да и сейчас немногие воспринимают. :)

Вот что на этот счёт думаю я (ну, я вовсе не претендую на знание иситны, я просто постарался для себя найти смысл и пользу в библейских заповодях - и нашёл, по крайней мере для себя).

[ я тут немного поцитирую других овечавших здесь - для удобства ]

> Смириться с волей Б-ей. Ни к чему не стремиться. Благодарно принимать всё, что приходит.

Второе предложение я бы причислил как раз к той отсебятине, которой подобные горе-проповедники отталкивают разумных людей.
А первое и третье - вполне конструктивны.
Только давайте сделаем небольшую подстановку. Что есть Бог и где он в мире? А он, если я правильно понял, во всём и везде, и всё, что происходит, есть проявление его воли. А если говорить языком материалистики, то всё, что происходит, есть прявление законов мироздания.
Так может просто будем понимать все ссылки на Бога, как сылки (ведь детям не всё называют своими именами - например, причину рождения детей там называют то Аистом, то Капустой) на законы мироздания.
"Произошло так, потому что на то была божья воля." = "Произошло так, потому что на то были свои причины и закономерности, которые мы, возможно, полностью никогда не узнаем."
И с законами мироздания действительно нужно смириться. Потому что нарушить их невозможно. Их надо принять. И найти способ добиться желаемого в рамках этих законов (т.е. "в согласии с Божьей волей"). Не твердить упрямо "А я хочу! хочу! хочу!", а искать способ реально это сделать.

[ Не могу не упомянуть другой милый моему духу пример - принципы айкидо: не противопоставлять силе противника свою силу, а использовать силу его атаки (+ кой-какие знания из механики и анатомии), чтобы его же и "обезвредить". ]

Далее... "благодарно принимать всё, что происходит". Это вообще просто. Если что-то случилось, то оно уже случилось. И этот факт надо принять. В полной мере принять и признать сложившуюся ситуацию, чтобы уже потом, если надо, искать из неё выход. И принять её не с трагизмом, а с улыбкой. Потому что так с проблемой (если это проблема) справиться будет проще. Ведь твоё хорошее настроение - это твоё достояние и твой источник энергии. Зачем же его топить в пучине горя? :)

[Заметим, всё, что я пока что говорил и далее собираюсь говорить, ориентировано не на какие-то высшие цели и т.п., а в первую очередь на благо того, кому предлагается "исполнять заповеди".]

Ну, а неудачную фразу господина castbreeder "Ни к чему не стремиться" я бы заменил на "Не тратить зря силы на стремление к совсем уж невозможному. Нет, тоже не очень хорошо. Ладно, если не понятно, то потом разъясню (если хочешь).

Пойдём по следующим фразам.

> ...слиться с Б-гом -- стать истинно счастливым...

"Слиться с богом" предлагаю трактовать как "слиться с Миром". Ощущать себя частью мира, ощущать дыхание мира и его движение... Тогда будет понятне происходящее и понятнее, каким путём лучше идти к цели.

[ Со времён занятий спортивным ориентированием помню несколько случаев "слияния с лесом". Не знаю, как оно так получалось. Видимо, оказывался "настроен в унисон". Однажды пол дистанции пробежал, почти не глядя в карту. Ну то есть смотреть-то смотрел, но на детальное чтение не заморачивался. И при этом чувствовал, куда надо бежать. Пол дистанции - без проблем и задержек. А потом, видимо, потерял контакт. Потому что споткнулся. Подвернул ногу. И состояние единения тут же слетело. Дальше приходилось внимательно и аккурано разбираться в карте... ]

"...стать истино счастливым" - теперь, думаю, прмерно понятно, почему и как. Если ощущаешь "песню мира" и действуеш в согласии с ней, то меньше оказывается неприятных неожиданностей (в идеале - вообще не оказывается, вот только идеал недостижим, к нему лишь можно бесконечно приближатсья), меньше несбыточных желаний, больше замыслов реализуется... В пределе - "истиное счастье". Но и без этого придела - как-то приятнее так жить.

> Гордость, гордыня -- сопротивление воле Б-ей, соревнование с Б-гом. "Всё в моих в руках". Романтично, но ведет в ад, к саморазрушению.

Ну опять же. "Божья воля" = "законы мира". Сопротивляться им неразумно, по-моему. Лучше искать им правильное применение. "Всё в моих руках" - и в самом деле, вредный самообман. Ведёт к обломам и разочарованиям. (Что что бы там не планировал на вечер товарищ Берлиоз, но если "Аннушка уже пролила масло", то...) А обломы и разочарования ведут ко всяким депрессиям, желанию на всё плюнуть и прочим способам упустить те возможности, которые реально есть.

"...ведет в ад, к саморазрушению" - конечно. Ведь "твой ад - всегда в тебе". Если человек сначала уверен, что у него "всё под контролем", то столкнувшись с тем, что это совсем не так, он врядли будет доволен. Он может злиться, впадать в отчаяние, начинать судорожно пытаться всё исправить [прошу прощения, опять сравнение с айкидо: нас там старательно отучают от резкости, "судорожности" движений, потому что такие движения противник легко понимает и сразу даёт противодействие, а на плавные, равномерные - может и не успеть среагировать]. Отчаяние, злость, обида, суета - всё это действительно не самые полезные при решении проблем эмоции. Эмоции, создающие внутреннее напряжение, при длительном действии - действительно могут иметь разрушительный (для психики и для воли) эффект.

> Гордость -- приписывание Б-ей милости и помощи -- своим заслугам.

"Божьей милости" = "удачного стечения обстоятельств". Ну да, что ы этом хорошего, когда человек ставит себе в заслугу то, чем он просто воспользовался? А для него самого это вообще вредно - может сложиться преувеличенная оценка своих возможностей. Представим человека, который при ветре в спину прыгнул с разбега на N самнтиметров. Но ветер в спину (а это - обстоятельства, они же - "Божья милость") он не берёт в расчёт. И уверен, что это он сам так круто прыгает. И вот перед ним пропасть. И встречный ветер. Он уверен, что перепрыгнет. И прыгает. Но остоятельства иные, он летит на N - k сантиметров, не долетает до противоположного края и падает вниз. Если бы не гордыня, если бы он не переоценивал себя - просто не прыгал бы или принял какие-нибудь дополнительные меры.

Теперь возражу уважаемому aaz. Насчёт "подставления другой щеки". В одной замечательной книге прочитал весьма конструктивное толкование этого совета, и с ним полностью согласен:

Вместо того, чтобы на "удар" отвечать "ударом", не лучше ли подумать о том, в чём причины этого "удара". Посискать в своих действиях то, что подтолкнуло "оппонента" на агрессию. Это позволяет убить сразу двух зайцев: найти конструктивный путь разрешения конфликта и понять, как избегать конфликта в дальнейшем.

И ещё, господину aaz: можно сколько угодно гордо говорить "а не пойти бы им нах". И даже успешно посылать туда тех, с кем иначе можно было бы с выгодой для себя сотрудничать. Но рано или поздно найдётся тот, кто нах не пойдёт. А отправит туда тебя. Как бы ты ни был крут. В мире всегда найдётся тот, кто круче. А с таким подходом очень просто начать переоценивать свои силы.

Впрочем, нередко это "а не пойти бы им нах" является лишь болезненной реакцией на осознание того, что никуда "они" не пойдут, а скорее тебя отправят. Обычный подростковый максимализм и нигилизм, стремление к хотя бы иллюзии самоутверждения. И даже когда человек, говорящий такие слова, и в самом деле сильнее (в данной ситуации) того, про кого он это говорит, само стремление лишний раз грубо и резко подчеркнуть своё превосходство говорит о том, что внутренне он ещё слаб.

(Нет, это не наезд на aaz лично, т.к. я его лично не знаю. Это лишь рассуждения о высказанном им подходе.)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments