?

Log in

No account? Create an account

Как защитить ребёнка от религиозной пропаганды РПЦ - Узором созвездий по мантии ночи

03.02.2013, Воскресенье

19:15:00 - Как защитить ребёнка от религиозной пропаганды РПЦ

Previous Entry Поделиться Next Entry

Оригинал взят у interrno в Как защитить ребёнка от религиозной пропаганды РПЦ

В соответствии распоряжением правительства, с 2012-2013 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введен обязательный для посещения курс «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» содержит 6 модулей:
Основы светской этики;
Основы мировых религиозных культур;
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы буддийской культуры.

В соответствии с приказами Минобрнауки, каждый учащийся должен изучать один из шести модулей, причем учащимся (точнее, их родителям) гарантируется свобода выбора.
Как на деле может выглядеть «выбор» модуля:

В мытищинской школе, в которой учится наша дочь, свободный выбор модуля решили не предоставлять, приняв решение изучать только «Основы православной культуры».

На родительском собрании нам сказали, что выбор модуля ОПК уже осуществлен, причем не в школе, а выше, и «ничего сделать нельзя». Мы так не считали и не согласились с предложением «просто не ходить на занятия, если вас это так задевает». Мы написали довольно жесткое письмо, и с ним отправились поначалу к директору — чтобы дать школе шанс самой навести порядок, не обращаясь с жалобами в Минобр и прокуратуру.

Параллельно мы разместили свое письмо в сети (http://bellabs.livejournal.com/12410.html и http://ru-antireligion.livejournal.com/8792873.html), поскольку полагали, что подобные нарушения закона могут быть массовыми. Результат существенно превзошел наши ожидания: около 400 комментариев, больше сотни перепостов, попадание в топ-20 блогосферы, письма и звонки из СМИ, ссылки от популярных блогеров и т.п. — тема оказалась чрезвычайно актуальной.

Внимательно изучив официальное учебное пособие «Основы православной культуры», написанное священнослужителем РПЦ А.В. Кураевым, мы убедились, что в нем общекультурные рассуждения и общепринятые этические нормы смешаны с навязыванием религиозной идеологии в миссионерском ключе (концепция первородного греха, бог как творец всего сущего, религия как основа этики и т.п.). Сам Кураев называет подобную тактику «агрессивным миссионерством»: «Агрессивное миссионерство — это просто впечатывание в чужой текст нужных мне смыслов». В учебнике не определено понятие «религиозная культура» и вместо нее вводится религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением.

Вне зависимости от личности преподавателя и его личного отношения к предмету, стилистика учебного пособия позволяет однозначно трактовать модуль «Основы православной культуры» как религиозную проповедь.

Согласно статье 28 Конституции РФ:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»

Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. Обязательность модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе является грубейшим нарушением данной статьи Конституции.

Согласно статье 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих»

Ситуация, в которой преподаванием религии вынуждены заниматься учителя общеобразовательных школ, разрушает тщательно создаваемое нами уважительное отношение к школе, преподавателям и учебным пособиям. Поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием, мы вынуждены будем регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя, что разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом. Использование авторитета школы для религиозной пропаганды мы считаем абсолютно недопустимым.

По нашему мнению, некоторые религиозные этические нормы (например, явно присутствующие в учебном пособии концепции первородного греха, божественного вмешательства, религии как основы этики и т.п.) и тем более их искаженное воспроизведение в реальных жизненных ситуациях могут принципиально расходиться с современной гуманистической этикой. Это способно повлечь за собой психологические травмы и помешать развитию способности ребенка к принятию самостоятельных, ответственных решений, сузить его потенциал при поиске своего места в мире.

Мы распечатали свое заявление в двух экземплярах и отправились к директору школы. Нам не потребовалось много времени, чтобы договориться об исправлении допущенной ошибки и проведении честного опроса мнений родителей. Не знаем, насколько на это повлиял состоявшийся накануне звонок с радиостанции «Сити-FM», но взволнованность руководства была заметна.

Поскольку представители СМИ и Минобра о наших договоренностях узнали не сразу, день для школы выдался горячим. Вечером директор позвонила уже достаточно расстроенная и сердитая: «Зачем вы разместили письмо в интернете, разве нельзя было договориться без лишнего шума». С одной стороны, обида школьного руководства понятна — начало учебного года, забот полон рот — а доставленная нами нервотрепка радости не добавила. С другой, мы действовали в соответствии с информацией, которую сама же школа нам и сообщила — ведь обратиться за помощью мы были вынуждены после того, как нам повторно (уже после родительского собрания) сказали, что решение о выборе ОПК было якобы спущено сверху, а не принято на уровне школы.

Мы дополнили наш пост в ЖЖ просьбой не оказывать дополнительного давления на руководство школы, дать спокойно выправить ситуацию. Всем, кто пойдет по нашим стопам, следует иметь в виду — журналисты являются нашими союзниками и зачастую самым сильным рычагом влияния, но, подарив СМИ информационный повод, вы быстро потеряете контроль над ситуацией.

Через пару дней всем родителям 4-классников были розданы листки, предлагающие выбрать модуль (из трех предоставленных), а еще через 10 дней были подведены итоги опроса. Разумеется, учитывая предысторию, профессиональные социологи не признали бы нашу статистику достоверной. Тем не менее, даже в ситуации искусственно сформированного перекоса, общий вывод очевиден: принудительное назначение модуля ОПК противоречило волеизъявлению бОльшей части родителей (для справки ниже приведена статистика в целом по стране, а также п Москве С.-Петербургу).

Для нас результат голосования был отчасти неожиданным — ведь непосредственно на родительском собрании, с которого началась эта история, кроме нас против произвола не выступил ни один родитель! Результат вселяет некоторый оптимизм — не следует бояться оказаться изгоем, наше общество пока еще более здорово, чем пытаются представить служители религиозных культов. Но вот бороться за свои законные права нас почти отучили.

Не стоит соглашаться на противозаконные компромиссы, наиболее очевидным из которых является попытка кулуарно договориться в стиле «ваш ребенок может просто не ходить на эти занятия».

1. Ваша реальная сила — следование законам нашего, пока еще светского, государства. Ступив на тропу беззакония, вы становитесь соучастником преступления, и вами уже можно манипулировать;

2. Ваш ребенок непременно почувствует враждебность одноклассников, вынужденных «париться» на богословских занятиях, пока их товарищ «отдыхает»;

3. Нельзя забывать, что страдает не только ваш ребенок, которого вы можете защитить лично, но и дети родителей, у которых недостаточно опыта для осознания проблемы или сил для сопротивления административному давлению;

4. В школе всегда очень сильна инерционность — выбор этого года наверняка будет транслирован на последующие годы, а для новых недовольных задача существенно усложнится — появится аргумент «уже не первый год так работаем, и все довольны, ради вас одного мы не можем перевернуть весь учебный процесс».

5. Подковерные договоренности остаются вне официальной статистики и тем самым дают церковникам желанные возможности для манипуляций, которыми они всегда охотно пользуются.

6. Публичное пресечение противоправных действий создает важные прецеденты, помогающие преодолеть беззаконие в других аналогичных ситуациях. Нарушающие закон не боятся частных исключений, но очень не любят публичности.
Аналогичные формы принуждения и аргументы школы

В школе соседнего с Мытищами города Королёв модуль ОПК был также назначен принудительно, а родители, желающие избежать религиозной пропаганды, должны были «предоставить справку о том, что ребенок посещает другие курсы» — то есть решать проблему школы за свой счет!

В одной и московских кол модуль ОПК был якобы выбран «большинством голосов родителей», и под этим предлогом модуль был объявлен обязательным для всех, вне зависимости от желания родителей.

Разумеется, эти формы принуждения так же незаконны, как и наша. Никто не вправе принуждать вашего ребенка к изучению религии.

1. Напишите заявление на имя директора. Наше письмо можно брать за образец, но его стоит «подсушить» и сократить (убрав эмоциональные оценки, полезные при обсуждении в сети, но излишние в формальной жалобе);

2. Распечатайте заявление в двух экземплярах и отнесите в школу;

3. Официально зарегистрируйте факт передачи заявления в секретариате, оставьте у себя второй экземпляр заявления с отметкой о регистрации;

4. Добивайтесь письменного отказа удовлетворить ваше законное право на выбор;

5. С этим отказом обращайтесь в надзорные органы Минобра и прокуратуру. Если школа намеренно затягивает с ответом, заявление в вышестоящие инстанции можно подавать и просто по факту нарушения, не дожидаясь комментариев школьного начальства.

С большой вероятностью, школьное начальство не избежит выговора — в конце сентября на общероссийском совещании с главами органов сферы образования в регионах министр образования и науки Ливанов заявил, что добровольность выбора одного из модулей является принципиальным вопросом. Министерство образования и науки станет осуществлять проверку жалоб родителей учащихся, которым навязывают выбор того или иного модуля.

Главный аргумент школы — «у нас нет средств на обеспечение преподавания нескольких модулей». Для любого учебного заведения введение нескольких дисциплин вместо одной — очевидное усложнение и без того «лишнего» предмета обязательной программы. Требуется разделить детей на группы, обеспечить их аудиториями, преподавателями и учебными пособиями.

Доводы школы опираются на реальную проблему, но это не ставит их выше ваших законных прав. К тому же, на этот аргумент есть вполне логичный ответ — если вы можете преподавать только один модуль, вводите «Основы светской этики» — он единственный из всех не нарушает конституционных прав граждан, поскольку не содержит ни религиозной, ни атеистической пропаганды, и против него обычно не возражает никто из родителей. Модуль «Основы мировых религиозных культур» кажется нам даже более интересным и полезным, но может встретить возражения со стороны верующих родителей, опасающихся «бесовских сказок» своих религиозных конкурентов. Если на «светский» компромисс школа не соглашается и навязывает модуль религиозный — требуйте законного права на выбор модуля индивидуально для вашего ребенка.

Одной из важнейших проблем остается качество учебных пособий (ну и уровень подготовки учителей). В нашей школе выбор «Основ православной культуры» объяснили еще и тем, что этот учебник «понятно написан», в отличие от «мутного» учебника по «Основам светской этики». Не следует забывать, что образованные церковнослужители часто владеют русским языком и методами доступного изложени лучше, чем светские методисты. Понятно, что из двух зол — «методическая невнятность» и «религиозная пропаганда» приходится выбирать первое. Но еще лучше — организовать кампанию в поддержку написания действительно сильных учебников по «Основам светской этики» и «Основам мировых религиозных культур». Очевидно, что по-настоящему полезное учебное пособие по этике и истории религий может быть адресовано только старшеклассникам, а пропаганда церковников обращена на младшие классы именно потому, что целью ставится промывка мозгов, а не понимание. Но поскольку объективная ситуация сейчас именно такова, нужно совершенствовать методы увлекательного научного изложения вопросов этики и религиоведения для нужд 4-5 классов.
Почему так происходит

Кто виноват в том, что вашего ребенка принуждают посещать религиозные занятия? Первоначально школьное руководство сослалось на некое решение, принятое на региональном уровне. Однако на очной встрече с директором версия о «приказе сверху» была дезавуирована. Действительно, никаких письменных указаний такого рода нам предъявлено не было. Тем не менее, сообщения СМИ и уклончивые реплики преподавателей и чиновников не оставляют сомнения в наличии административного давления — в форме «настоятельных рекомендаций» и однобокой подготовке учителей к преподаванию нового предмета.

Школам «советуют» вводить модуль ОПК «по умолчанию» — а там как кривая вывезет. Понятно, чем церковников и их лоббистов привлекает этот жульнический способ повысить процент «выбравших православие».

Итак, непосредственное решение принимает сама школа — и именно на этом уровне вы должны выражать свое несогласие и добиваться соблюдения ваших законных прав. В то же время, причины возникшего напряжения, разумеется, лежат вне учебного заведения. Подробный анализ ситуации неизбежно увлечет нас в политические дебри, но несколько слов, пожалуй, сказать стоит.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовало долгое обсуждение правомерности религиозного обучения в светской школе. На наш взгляд, распространение религии в школе антиконституционно. На основании статьи 14, пункт 2 Конституции РФ («Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»), финансовое и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательной школе является противозаконным, так как школа, фактически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении. Поэтому уже само наличие в школе религиозно ангажированных предметов, даже при условии обеспечения свободы выбора, является незаконным.

Однако практической пользы для родителей это знание не имеет. Курс на поддержку религиозности (прежде всего в форме пропаганды православия и тесного сотрудничества с РПЦ) сознательно выбран на высшем государственном уровне. Означает ли это неизбежность изучения «закона божьего» для вашего ребенка? Нет, пока не означает.

Согласно статье 28 Конституции РФ, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»

Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. На эту статью Конституции пока не покушаются ни чиновники, ни даже церковники, так что для вас она является единственной серьезной опорой.

Руководящие структуры Минобрнауки и функционеры РПЦ вынуждены непрерывно лгать, называя религиозные модули «культурологическими», направленными якобы не на пропаганду религии, а лишь на изучение «религиозной культуры». Демагогичность подобных утверждений легко доказывается анализом учебных пособий и не менее ярко видна при изучении заявлений и рекомендаций РПЦ, адресованных чиновникам от образования.

Например, в органы управления образование Московской бласти поступило письмо из отдела религиозного образования и катехизации РПЦ (причем поступило как приложение к письму областного Министерства образования и вывешено на официальных сайтах органов управления образованием!). В этом письме, в частности, недвусмысленно сказано:

«Комплексный учебный курс “Основы религиозных культур и светской этики” включает шесть учебных предметов (модулей). Четыре из них посвящены древнейшим духовным традициям: христианству, исламу, буддизму и иудаизму. Два предмета — атеистические (безрелигиозные): светская этика и религиоведение»

Таким образом, РПЦ не скрывает своего истинного отношения к данному курсу — религиоведение, то есть сравнительное изучение религий ка культурного еномена, для них является безрелигиозным и даже «атеистическим» предметом, в популяризации которого церковь абсолютно не заинтересована. Изучение «основ православной культуры», напротив, является предметом религиозным — и в этом мы полностью согласны с мнением «отдела религиозного образования и катехизации».

Вообще же, для РПЦ весь курс «Основы религиозных культур и светской этики» — вынужденный паллиатив. Оставаясь в рамках принятой государственной стратегии (не предусматривающей пока формального пересмотра Конституции и введения полноценного «закона божьего»), церковное лобби оказывает давление в двух направлениях:

Сделать изучение основ православия обязательным для всех школьников, в первую очередь за счет дискредитации «атеистических» модулей «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» (важным инструментом такой дискредитации служит подтасовка статистических данных о предпочтениях населения);
Распространить религиозные занятия с 1-го по 11-й класс (по часу ОПК в течение 11 лет — это больше, чем полный курс физики).

На данном этапе, пропаганда религии преследует цель «статистического» влияния на школьников, а не поголовного принуждения — важен процентный охват, а не отдельная личность ребенка. Официальным чиновничьим структурам публичные обсуждения проблемы совершенно не нужны, они стараются не обострять противостояние и внедрять религиозные модули как можно мягче, не вызывая жесткого сопротивления родителей. Поэтому индивидуальная защита от религиозной проповеди не только полностью легитимна, но и вполне может быть эффективна.

Борьба против незаконной религиозной пропаганды в школе безрадостна, но не безнадежна. Безрадостна она потому, что для церкви промывание мозгов детям — это их завтрашние доходы, влияние и власть. А для вас, требующих соблюдения своих конституционных прав и препятствующих духовному насилию над несовершеннолетними, даже победа — лишь сохранение status quo и ожидание следующей атаки нахального противника, превосходящего вас силой и влиянием. У миссионеров много свободного времени, и религия для них главная отрада. А вы должны зарабатывать на хлеб своим детям, и у вас много других интересов, вы не хотите становиться профессиональным борцом-революционером. Однако борьбу за души своих детей вам все равно придется вести, илучше елать это спокойно, но настойчиво. Так же, как регулярно убирать грязь из собственной квартиры — хотя в нее снова налетит всякий мусор. Если вы не окажете сопротивления сегодня, завтра религиозный произвол в школе и деградация образования усилятся еще на одну ступень. Остановить насильственную религиозную пропаганду в собственной школе хотя бы на уровне выбора учебного модуля нам всем вполне по силам.
источник
и ещё


This entry was originally posted at http://arilou.dreamwidth.org/898147.html. Please comment there using OpenID.

Comments:

[User Picture]
From:truechelovek
Date:03.02.2013 17:29:02
(Link)
Если в школе нет честных, порядочных, человечных учителей, защитить его в этой школе от пропаганды РПЦ будет невозможно.

К сожалению, похоже, честь, порядочность, человечность из школ РФ постепенно уходят.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:merelana
Date:03.02.2013 17:39:58
(Link)
В Сосняке было не настолько нагло, но до суда почти дошло. Школы вовремя опомнились и решили оставить в покое тех, кто предпочел светскую этику, равно как и лютеран.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:greeen_mouse
Date:04.02.2013 04:04:24
(Link)
Ага, учителей, преподающих естественно-научные дисциплины, поувольняют, а вместо них будут преподавать шесть религиозных модулей.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:boockman
Date:04.02.2013 05:02:29
(Link)
Оссподи... Ну поймите наконец, что свято место пусто не бывает. Если ребенку не привьют христианские ценности - он все равно будет иметь некие моральные принципы и устои. Почему господа атеисты считают, что эти моральные ценности априори будут лучше христианских? ИМХО -в абсолютном большинстве их будет можно сформулировать крылатой фразой Достоевского: "Если Бога нет - то все дозволено" И те родители, которые так радуются сейчас освобождению от пропаганды мракобесия, лет через пять-шесть могут ощутить это в полной мере. Но виноваты, ессно, будут не они, поскольку у них нет времени воспитывать детей в высокоморальном духе, им надо деньги зарабатывать. Виновата будет школа, виновато будет общество, виноват будет Путин -кто угодно будет виноват, только не они, когда их чадушко застукают в туалете со шприцем или пузико у дочки начнет расти. Но ведь лучше так, чем пропаганда христианских ценностей, правда, господа атеисты?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:arilou
Date:04.02.2013 06:25:57
(Link)
Мой длинный комментарий, думаю, ты в почте получишь. Но боюсь, для кого-то он может показаться слишком обидным, так что сформулирую иначе, и короче.

Отказ от навязывания православной культуры не есть отказ от воспитания ребёнку моральных принципов и устоев. Если ты не видишь, что, кроме вседозволенности, можно дать вместо православие -- это лишь вопрос узости твоего взгляда (что странно видеть у человека столь начитанного и много повидавшего).

Насчёт того, будто атеизм равносилен вседозволенности -- утверждение также голословное. Особенно если вспомнить, что и с именем бога на устах творилось немало зла.

Я уж не знаю, как я сам (да и все мои сверстники) в детстве весь шприцем не искололся, без православного-то воспитания.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:boockman
Date:04.02.2013 07:25:16
(Link)
Ты -не искололся. так извини, у тебя детство на какие годы пришлось? На советские восьмидесятые, когда пионерская организация и советская власть следили, чтоб ребятишки дурью не маялись, а ходили в бесплатные кружки, секции, спортивные школы? Или на нынешние времена, когда этих бесплатных кружков днем с огнем не сыщешь, а государству на подрастающее поколение глубоко похеру? Вот то-то же...

Вы, господа атеисты, еще более зашорены, чем верующие. вы до сих пор мыслите категориями времен Демьяна Бедного. Вы не желаете видеть то позитивное, чтол есть в христианстве и православии -зато с удовольствием смакуете его язвы и недостатки. А когда спрашиваешь - а что взамен? - лепечете о каких-то невнятных общечеловеческих ценностях. Просишь их сформулировать - в итоге те же самые десять заповедей. Но - без Бога. И выходит, что соблюдать моральные принципы по вашей логике, должны только хорошие люди, а плохие могут и не соблюдать -все равно им за это ничего не будет. Бога нет, от власти откупятся.

...ладно, бессмысленный это разговор... "Имеющий уши да не слышит"(с)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:arilou
Date:04.02.2013 08:32:30
(Link)
Ты, кажется, полностью исключаешь вариант, что родители сами могут позаботиться, чтобы ребёнок в кружки и секции ходил? Пусть не бесплатные (хотя их сейчас тоже есть). Ну так не у всех на них денег нет.

Вот только, господин проповедник, передёргивать изволите. То, значит, доводы были про мораль, а теперь уже про занятость детворы вне уроков. Или это вы как раз предлагаете, раз нет кружков и секций, идти в церковь?

И сколько бы там ни было позитивного в православии -- это не повод его навязывать насильно. Так же не повод навязывать его тем детям, кто, благодаря семье, уже приобщился к другой религии.

Но ваша проповедническая мораль и принципы таких неувязок не замечают, как я погляжу.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:arilou
Date:04.02.2013 06:29:21
(Link)
И, кстати, люди, у которых "нет времени воспитывать детей в высокоморальном духе, им надо деньги зарабатывать", не пишут письма в инстанции и не ходят в школу добиваться исполнения своего законного права. И в блоги потом длинные рассказы об этом не пишут. У них же нет времени.
А делают так как раз те, кому не всё равно, какую идеологию хочет государство в голову из ребёнка впихнуть.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:boockman
Date:04.02.2013 07:27:48
(Link)
Делают так те, кому хочется пропиариться на модной сейчас теме борьбы с засилием мракобесия. Так же, как и борьбы за права бедных детей-инвалидов, которых лишили права быть усыновленными американцами, права геев и лесбиянок и прочие права обиженных и угнетенных. Кто за деньги, кто - дабы быть в трэнде. Вот и все. Телемаркет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:arilou
Date:04.02.2013 08:35:11
(Link)
Ну, разумеется. Думают не о своих детях, а только о личном пиаре?
Да вообще, наверное, все, кто против каких-либо начинаний властей выступают -- думают сугубо о пиаре? Ведь никто не может быть реально несогласным с тем, что ему высочайше втюхивают?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:seltsimees
Date:04.02.2013 07:14:06
(Link)
На самом деле принцип прямо противоположный - "Если Бог есть - то все дозволено", и дело даже не в реальном наличии бога, а в том, что фраза трактуется так: Не согрешишь, не покаешься. Человек нерелигиозный может быть нравственным или безнравственным, как и человек религиозный, только нравственность под страхом вечного наказания - не дорого стоит, да и принимает под час совершенно изуверские формы.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:boockman
Date:04.02.2013 07:31:36
(Link)
"не согрешишь - не покаешься" - бред. Все - грешники, един Бог без греха. Нет надобности грешить специально для того, чтобы потом каяться - это мы прекрасно делаем в общем порядке. Но покаяние предусматривает не только - и не столько биение лбом об пол "Грешен я, Госсподи!", а в первую очередь осознание собственных ошибок, их исправление и твердое намерение никогда более их не повторять. Без этого ни покаяние, ни отпущение грехов священником перед лицом Бога никакой силы не имеют. Священника обмануть можно. себя - тоже. Бога не обманешь, не подкупишь, не запугаешь. Бог - это совесть. Нет Бога - нет совести. Все просто.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:seltsimees
Date:04.02.2013 07:44:24
(Link)
Совесть без бога есть. Собственно, только без бога она и есть, потому что при наличии бога - это не совесть, а страх божий.

Но Вы правы в том, что если действительно верить в бога, а не формально подходить к ритуалам, то человек действительно может вести себя нравственно. Но большинство предпочитает ритуал.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:boockman
Date:04.02.2013 07:59:05
(Link)
Если человека удержит от плохого поступка страх перед грядущим воздаянием после смерти - это будет намного лучше, чем если он совершит этот поступок, не боясь ни Бога, ни людей. Страх и совесть - две стороны одной медали.

Насчет же ритуалов - так мы им все подчиняемся. Даже те, кто считает себя атеистами. Докажите, что ваши ритуалы принципиально лучше, чем христианские. Что ежевечерний просмотр "Дома-2" полезнее молитвы и службы в церкви, к примеру. Сможете?

Эх... как же вам объяснить, господа атеисты, что Богу-то от вас ничего не нужно. Он даровал вам свободу воли, свободу выбора. делай, что хочешь - но будь готов ответить за все, что сделал. А вам хочется, чтобы отвечать было не надо. Посему и отвергаете Бога, рай ад, колесо Кармы - наивно веря, что закрыв глаза ладошками и сказав "чур, я в домике!" спрячетесь от грядущей расплаты. Ну-ну)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:arilou
Date:04.02.2013 08:41:45
(Link)
Часто ты у меня дома наблюдал "ежевечерний просмотр Дома-2"?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:seltsimees
Date:04.02.2013 10:19:05
(Link)
Конечно, лучше не совершить дурной поступок из страха, чем совершить его. Но совесть не имеет к страху никакого отношения вообще. Совесть - мера способности человека к рефлексии и эмпатии.

Ритуалов я не совершаю вообще. Ну, кроме может быть гигиенических. Сложно требовать от ежедневного душа и чистки зубов глубокого смысла, но польза от них несомненна.

Эх, как бы вам объяснить, господа верующие, что вы сами не верите во всего на одного бога меньше чем мы. А ну как верите не в того? И грядущая расплата нас не пугает, потому что точно с той же уверенностью можно утверждать, что она будет наградой, или она вообще отсутствует. Вы же не ходите в костюме высшей химической защиты ежедневно по улице только потому, что может случиться утечка какого-нибудь ядовитого газа.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:arilou
Date:04.02.2013 10:57:54
(Link)
Дальнейшего спора с Книжником, увы, не будет. Я сегодня невыспавшийся, злой, и потому агрессивная проповедь в моём блоге меня слишком разозлила.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:seltsimees
Date:04.02.2013 12:10:34
(Link)
Ну и ладно. Все равно это сто раз повторено.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:arilou
Date:04.02.2013 08:40:01
(Link)
Ну, спасибо.
Давайте, господин проповедник, вы пойдёте куда подальше от нас, совести лишённых, и найдёте себе иное место для проповедей.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:nataliaka
Date:04.02.2013 20:51:58
(Link)
Позвольте мне думать, что эта линия партией выбрана ради спасения душ утопающих, а не ради получения более покладистого и управляемого электората. Ну вот прихоть моя такова.

Только нестыковочка выходит. Нельзя человека сделать религиозным на школьном уроке в 35-40 мин раз в неделю. Ребёнок это с молоком матери впитывает, растёт и вскармливается мировоззрением родителей. А когда вокруг, начиная с семьи, потребительство - главная религия, несуразно выглядят такие решения. Они бы уж тогда с телевизора что ли начали, воровать бы что ли перестали, глядишь и простые холопы потянутся к истинам и ценностями. А то одной рукой крестятся, а другой карманы набивают.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:arilou
Date:04.02.2013 22:32:53
(Link)
Ну, думать-то я тебе ничего не запрещу. Но и соглашаться с идеей про спасение душ не буду. Не с того это надо начинать, по моему глубокому убеждению. И не такими методами.

И, знаешь, вот как раз когда кругом идейный раздрай, то на религиозные идеи повестись куда проще. В школе всё-таки очень многое в мировоззрение закладывается. И вот в том-то и беда, что "одной рукой крестятся, а другой карманы набивают", и вот потому-то не только в пастыри и спасители душ не тянут, но и отдавать ребёнка слушать, чему будут учить представители такой организации, не хочется совсем.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:nataliaka
Date:05.02.2013 15:51:27
(Link)
Меня не сильно волнует, кто конкретно учить будет. Пусть хоть самых лучших проповедников в школах соберут, даже с соблюдением принципа каждому своего по вероисповеданию. Всё равно не выйдет ничего хорошего. Потому как дети будут видеть фальшь и ложь вокруг. Когнитивный диссонанс, из которого выход - наркотики, ранний секс или прыгнуть с крыши. Мы это уже проходили.

Edited at 2013-02-05 15:52 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)